От медицины альтернативной к медицине традиционной.

Итак, сегодня будем беседовать с вами о ранних признаках ревматоидного артрита. Я уже писала о ранних лабораторных маркёрах ревматоидного артрита, можно ознакомиться по соответствующему запросу.

И сразу вопрос: на каком месяце/году от начала болезни вам поставили диагноз ревматического заболевания?

В последнее десятилетие активно обсуждается проблема доклинической диагностики ревматоидного артрита (РА). То есть тот период ДО появления явных клинических проявлений болезни. Это и понятно: чем раньше начато лечение, тем лучше прогноз. Но выявление и подходы к ведению пациентов на доклинических стадиях — это очень серьёзная проблема.

  1. Во-первых, имеющиеся диагностические критерии не столь чувствительны в отношении именно очень ранних проявлений болезни. Пользуясь ими, врач непременно сталкивается с проблемой либо не классифицировать тем или иным образом имеющиеся клинико-лабораторные изменения, либо гипердиагностировать их.
  2. Во-вторых, не выработана чётко тактика, что делать при подозрении на ранний РА: лечить или наблюдать?
  3. В-третьих, проблема ранней диагностики сопряжена с массой трудностей как клинического, так и чисто организационного плана.

Концепция доклинический стадии РА в значительной степени подтверждается наблюдениями, что выработка аутоантител предшествует клиническому началу заболевания на несколько лет, демонстрируя то, что нарушение иммунной толерантности предшествует началу клинической фазы. И мы с вами уже говорили об этом в одном из постов.

Поскольку клинические симптомы появляются только после определенного уровня воспаления, крайне важно определить, ГДЕ и КАК начинается воспаление, и какие анатомические структуры первоначально вовлекаются в процесс. Были проведены исследования по выявлению ранних признаков РА. В опытную группу были включены участники с повышенным риском развития ревматоидного артрита, но без клинических проявлений на момент включения (АЦЦП-позитивные). Контрольная группа состояла из клинических здоровых АЦЦП-негативных участников.

Всем участникам определяли ревматоидный фактор (РФ) и антитела к модифицированному цитруллинированному виментину (MCV), а также выполняли магнитно-резонансную томографию (МРТ) и компьютерную томографию высокого разрешения (HR-pQCT) кистей рук.

Выводы:

  1. У 25% AЦЦП-позитивных участников развивался ревматоидный артрит в среднем через 3-6 месяцев после включения в исследование.
  2. Теносиновит на МРТ (воспаление сухожилий) наблюдался у 80% АЦЦП-позитивных участников, но ни у одного участника контрольной группы.
  3. Пациенты, у которых впоследствии наблюдались симптомы РА, чаще испытывали артралгии и утреннюю скованность, возможно, потому что у них присутствовал теносиновит более чем в 2х анатомических областях.
  4. Синовит наблюдался у 65% участников опытной группы.
  5. Остеит (воспаление костной ткани, костный отек) был обнаружен у 35% участников опытной группы.
  6. Эрозии были обнаружены у 60% участников опытной группы, более 80% эрозий были выявлены в области запястья.

Теоретические выводы: тендинит и теносиновит (то есть воспаление сухожилий), подтверждённые МРТ, в двух и более анатомических областях, связаны с развитием в будущем ревматоидного артрита!!! Наличие теносиновита на МРТ и/или такие симптомы, как артралгии или утренняя скованность соответствуют доклинической фазе заболевания. Кроме того, все больше подтверждений находит тактика начала терапии при наличии подобных изменений (не наблюдение ??).

Что же на практике?

  • МРТ довольно редко используется для диагностики ревматоидного артрита. В основном рентген.
  • Специалисты не всегда могут чётко трактовать находки на МРТ, нет настороженности в отношении МРТ-признаков РА.
  • Выявление пациентов на доклинической стадии в подавляющем большинстве — случайная находка (случайно обнаружили положительные антитела, например).
  • Не сформированы «группы риска», которые должны быть обследованы комплексно в первую очередь (например, родственники пациентов с ревматическими заболеваниями).
  • Нет чётких рекомендаций относительно ведения пациентов в случае выявления доклинических форм артрита.