Предлагаю вам отличную статью С. А. Монахова «Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства» (Monahov S.A. Ревматические болезни сквозь призму изобразительного искусства. Научно-практическая ревматология. 2008;46(4):94-95. DOI:10.14412/1995-4484-2008-544).  Статья настолько великолепная,  что я просто не смогла пройти мимо…

Медицина по творческому потенциалу сопоставима с изобразительным искусством, с тем лишь отличием, что художник, создавая свое произведение, использует чистое полотно и наносит на него краски, а задачей врача является восстановление первоначальной чистоты кожи (и всего тела в целом) путем удаления патологических изменений, которые «нарисовала» болезнь. Наиболее демонстративными для визуальной интерпретации являются разделы медицины дерматокосметология и ревматология, проявления заболеваний которых в большинстве случаев можно расценивать как патогномоничные.


В средние века больные кожной порфирией и красной волчанкой (особенно с проявлениями на коже) из-за непереносимости солнечного света принимались за оборотней. Типичную васкулитную «бабочку» можно увидеть на лице одного из монстров из Часослова Круа (Кодекс 1858. XVI век. Вена, Австрийская национальная библиотека).

 

 

 

 

 

 

Тотальные кожные изменения при склеродермии – своеобразную мумификацию – представил художник У. Альдрованди (Женщина-чудовище, из книги История чудовищ, 1658. Болонья, Ferroni).

Подпись:

Разновидность ограниченной склеродермии (линейная) изобразил на своем полотне «Портрет дерматолога и уролога Ганса Коха» (фрагмент, 1921. Кёльн, Музей Валлраф- Рихартц-Людвиг немецкий живописец О. Дикс.

С некоторой долей условности работу итальянского мастера Б. Пассеротти «Человек, кусающий себя за руку» (XVI век. Милан, частное собрание) можно трактовать как проявления дерматомиозита. Достаточно отчетливо видны отек и гиперемия в периорбитальной области, а также эритема Готтрона (над суставами кисти). Сам укус плеча можно трактовать как аллегория изображения ведущего признака заболевания – поражение скелетных мышц проксимальных отделов конечностей.

Весьма экспрессивно выразил процесс старения Дориана Грея художник И. Олбрайт (Портрет Дориана Грея, 1943-4. Чикаго, Институт искусств). На основании поражения глаз и петехиальных кровоизлияний на конечностях можно предположить системный некротический гранулематозный гранулематоз с полиангиитом Вегенера.

Гигантоклеточный височный артериит Хортона достаточно отчетливо проявляется у персонажей картин художников Г. Гросса «Писатель Мак Герман-Нейсе» (1925. Манхайм, Государственный музей искусств) и  деталь картины «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1434-6. Брюгге, Городской музей изящных искусств).

Проявления «сухого синдрома» Шегрена отмечаются у персонажа с фрагмента сатирического фламандского триптиха (ок. 1520. Льеж, Центральная библиотека работы неизвестного мастера). Можно отметит все симптомы (сухой кератоконъюнктивит, ксеростомия и ревматоидный артрит) диагностической триады заболевания.

Подпись:

Одну из разновидностей синдрома Шарпа (сочетание склеродермии и ревматоидного артрита) можно предположить у св. Иеронима с картины М. ван Ремерсвайла (Размышления Святого Иеронима, фрагмент. Франция, Шартр) и у пожилой нимфетки с полотна «Vanitas» (1630. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина) кисти Б. Строцци.

Микеланджело Меризи де Караваджо. Святой Иероним в размышлении

В христианстве издревле сложилась традиция отождествления представителей обширного небесного сонма святых и блаженных с конкретными земными тяготами и горестями людей. Основой для подобных сопоставлений являются сюжеты из жития, мученичества или болезней конкретного святого. Покровителями врачей и фармакологов традиционно считаются святители Лука, Косма и Дамиан.

Практически у каждой профессии есть свой небесный покровитель. Попытаемся и мы для основных ревматических заболеваний найти своих святых, основываясь на описаниях их жизни, мученичества и сотворенных ими чудесах. Святой Иероним (ок. 342 – 420) – один из четырех латинских (западных) отцов Церкви, благодаря изображению его на полотнах живописцев в образе старца с множеством морщин и с деформациями мелких суставов кистей, может считаться покровителем больных ревматоидным артритом.

История легендарной девы-мученицы Маргариты Антиохийской повествует о том, что святая, будучи невестой Христовой, отказала в женитьбе перфекту антиохийскому, за что была заключена в темницу, в которой сатана «явился к ней в образе дракона и пожрал ее». Но крест в ее руках заставил тело монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу невредимой (1440. Иллюстрация манускрипта). Сопоставляя эпизод с драконом и значение лат. слова lupus (досл. – волк, перенос. – пожирающий людей), можно условно считать Маргариту Антиохийскую покровительницей больных красной волчанкой.

Святой Петр Мученик считается покровителем испанской инквизиции и Ордена доминиканцев (Неизвестный художник. XVIII век. Санкт- Петербург, Музей истории религии). Инквизиторское рвение и жестокость к еретикам вызывали ненависть его противников, и в 1252г. он был убит заговорщиками, которые раскроили святому череп кинжалом и пронзили грудь мечом. Принимая во внимание характер убийства святого (мечом в голову) и сопоставляя разновидность ограниченной склеродермии (полосовидная, линейная) с образной ассоциацией рубца от удара саблей, Петра Мученика условно можно считать покровителем больных склеродермией.

Христианский святой Христофор служил Христу тем, что переносил на своих плечах бедных и больных через реку. В переводе с греческого имя святого означает «Переносчик Христа». В искусстве он почти всегда изображается переносящим младенца Христа через реку (О. Дикс. Св. Христофор IV, 1939). Постоянная нагрузка на ноги позволяет считать Христофора покровителем не только путешественников, но и больных ангиитами (васкулитами) кожи.